Конкурсное задание «Я – учитель».
ЭССЕ (скачать
)
Сегодня на государственном уровне стоит задача качественного образования. В современном информационном обществе образование является необходимым условием для развития общества. Но образование само по себе не может быть залогом успешного развития. Образование обязательно должно соответствовать современным реалиям: требованиям государства, общества, детей, родителей. Следовательно, в современных условиях ключевой фигурой реформирования образования становится учитель. От того как он сможет понять задачи современного образования зависит ни много ни мало, а будущее страны.
Недавно, заполняя очередные документы, с удивлением поймал себя на мысли: «А ведь пошел уже десятый год, как я работаю в школе». Для кого-то эти цифры мало что значат: нашел, чем гордиться, – некоторые имеют педагогический стаж в два-три раза больше! Я не спорю – опыт не самый большой! Но и пришло время призадуматься: что и как я сделал, многое ли не получалось, имеешь ли ты силы внутри себя и главное — право продолжать работать в школе? Причем в современной школе! Поистине гамлетовский вопрос! В школе, где от учителя требуются не только профессиональные знания, но и приходится сталкиваться со многими проблемами современного мира. Ведь школа — это зеркальное отражение общества. Немного успокаивает мысль, что дети остаются в первую очередь детьми, в какую бы эпоху они не жили.

Не секрет, что в школу иногда попадают «случайные люди». Да и сам я слукавлю, если скажу, что к профессии учителя стремился всю свою сознательную жизнь. Как говориться, «человек предполагает, бог располагает». Но знаю абсолютно точно, что увлечение историей началось еще в далеком детстве, когда впервые открыл страницы исторического романа Жозефа Рони-Старшего «Борьба за огонь». Прошло много лет, но я прекрасно помню, как с каким-то диким упоением читал этот роман. Так что уже с юношеского возраста предполагал, что жизнь моя будет связана с историей. Но в каком качестве?К двадцати пяти годам стало ясно, все мои знания, полученные на историческом факультете и в Институте гуманитарных исследований, мои жизненные навыки лучше всего могут найти применение именно в школе. Почему именно в школе? На этот вопрос я продолжаю отвечать вот уже десятый год. Когда вижу горящие глаза детей на уроках; когда после урока они остаются, чтобы рассказать о своих предках и, когда в череде рутинных дел, совершенно неожиданно для учителя, у ребят возникает интерес к какому-то историческому событию — вот тогда я с предельной точностью осознаю, что сделал правильный выбор!

Вопрос, который беспокоил и продолжает беспокоить меня с самого начала – как должен преподаваться урок истории, чтобы у ученика сложилось целостное представление об исторических процессах. В наши дни преподавать историю, как мне кажется, довольно непросто. С одной стороны не секрет, что современное поколение мало читает художественной литературы, а исторической и подавно. Но винить их в этом, смысла нет. Современный ребенок привык обращаться к другим источникам. И это обратная сторона медали — существует гигантский объем альтернативной информации, которая зачастую может увести совершенно в другом направлении.
В связи с этим на уроках необходим несколько другой подход, например, с использованием ИКТ технологий. Хотя и здесь мне кажется, необходим разумный подход. Ведь, сами по новшества не решают проблему качественного знания предмета, особенно гуманитарного. Здесь важно подвести учащегося к умению и важности работы с необходимой информацией, извлекать из нее самое главное.
От современного учителя требуется «проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения». Словом, от современного учителя требуется современный урок в совокупности со стандартами нового поколения. Как говорится, «образованию второго поколения – педагоги второго поколения».
Исходя из собственного опыта, могу сказать, что на своих уроках я пытаюсь создавать проблемные ситуации и выстраивать диалоги, работать с различными источниками информации, что позволяет показать ученикам противоречивость и неоднозначность интерпретации одних и тех же фактов.
При таком построении урока очень популярным считается применение технологии критического мышления. Данная технология надпредметная, проникающая, она применима на любом предмете. На моих уроках элементы данной технологии применяются уже с пятого класса. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет мне выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Данная технология помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Широкое применение данной технологии помогает моим ученикам сформировать свою точку зрения (или согласиться с существующей) на события прошлого и настоящего. Создание на уроках условия для свободного выражения учащимися своей позиции, помогает ученикам преодолеть страх собственного суждения, отличного от других. Одним словом, формирует у них критическое отношение к информации. Квинтэссенцией всего этого может быть ситуация, при которой мои ученики могут аргументировано возразить на то или иное мое утверждение. Честно говоря, в таких случаях учителю приходится крайне нелегко, но именно тогда возникает уникальная ситуация самообучения. Тут впору вспомнить утверждение: «современный учитель учиться вместе с детьми».
Но при всем при этом у историка есть одно преимущество перед другими учителями-предметниками. Сам ход истории зачастую предполагает возникновение у учащихся чувство сопричастности и ответственности за судьбу Отечества.
Во все времена у учителя была особая миссия — просвещать и воспитывать. И когда на Руси первые ученые мужи-монахи учили детей грамоте, и когда в советское время массово проводили ликвидацию безграмотности. Но поистине знаковой становится роль учителя в современном обществе. На фоне бесконечных рассуждений о информатизации образования, о тьюторах, о новых источниках информации, роль современного Учителя нередко ставится под сомнение. Однако еще отец кибернетики Норберт Винер говорил: «Отдайте человеку — человеческое, а вычислительной машине — машинное». Выдавать информацию машина сможет, воспитательные задачи возможно в ближайшем будущем поставит, но задачу вдохновлять детей не сможет выполнить ни одна машина! Не только в обучении и воспитании, но и во вдохновлении детей — великое призвание учителя во все времена!

Ведь всем известно, что работа с детьми — процесс сложный, требующий максимальной самоотдачи и собранности. Как ловко настроенный инструмент – взялся неумелыми, «грубыми» руками за него — и он уже фальшивит, выдает совсем другой звук. Дети же все видят, чувствуют. А чтобы научиться хорошо «играть» на этом инструменте, нужно время и непрерывная, безостановочная работа над самим собой. На словах легко, а на деле часто бывает сложно.Безусловно, я всегда могу надеяться на помощь и поддержку моих более опытных коллег, но в принципе все в моих руках. И фраза «сотвори себя сам» как никогда актуальна для нас!

И вот уже десятый год веду уроки истории, но чувство волнения перед уроками меня не покидает. Редко когда бываю полностью довольным качеством проведенного урока. Но я не отчаиваюсь, ведь моя миссия — учить, воспитывать и вдохновлять!БАТЮШКИН ПРОКОПИЙ, 2017 г.