В современном школьном образовании исследовательская деятельность, как форма организации обучающихся, является крайне популярной. При подготовке и оценке такой работы часто задается вопросом: «Какую исследовательскую работу школьника сегодня можно признать научной?».
Возможны три варианта ответа на этот вопрос и три модели ученических исследований в области истории, соответствующие этапам обретения школьником опыта исследовательской деятельности. 1) Работа, в которой реконструкция прошлого осуществляется посредством цитирования (пересказа) исторических источников, а выводы формулируются на основе первичной систематизации установленных фактов. 2) Работа, в которой отобранные источники анализируются через призму теоретических положений одного из методологических подходов (история повседневности, история ментальностей, гендерная история, персональная история и др.), а повествование о прошлом строится с использованием научного языка избранного подхода. 3) Работа, в которой, наряду с презентацией использованных источников и исследовательских методик, ученик открыто заявляет и о своих социальных ценностях (конфессиональных, политических и др.) и предлагает интерпретации прошлого, которые определяются не только исследовательским инструментарием, но и заявленными ценностными представлениями (Хлытина О.М. Исследовательская деятельность школьников в области истории: проблемы педагогического сопровождения//Сибирский педагогический журнал № 2 . 2014).
В моей педагогической практике чаще всего реализуется второй подход, который в последние годы имеет ярко выраженную форму: мы работаем с привлечением архивных документов. Настоящую историю невозможно представить без исторических документов. Только если речь идет о настоящих архивных документах, то перед юным исследователем появляется возможность соприкоснуться к истории по-настоящему. Параллельно решается вопрос изучения родного края, ведь на каком-то этапе выясняется, что количество тем для изучения региональной истории, которые лежат на поверхности, уже не хватает. В архиве же хранится целый пласт документов о неизвестной истории региона и даже страны. Такой подход однозначно усиливает интерес к теме у учащихся. Именно с такими проектами мы, чаще всего, выступаем на научно-практической конференции «Шаг в будущее».
При подготовке к исследовательской деятельности можно придерживаться следующего алгоритма. За основу универсального алгоритма взят опыт Козленко С.И., Саплиной Е.В. (Козленко С.И., Саплина Е.В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся по истории в профильной школе//История. №23. 2007).
Каждая работа должна пройти следующие этапы :
— этап подготовки;
— этап планирования;
— организационно-исследовательский этап;
— этап представления полученных результатов. 
Этап подготовки включает в себя:
• выбор и формулирование темы исседовательской работы;
• формулирование положений гипотезы, цели и задач исследовательской деятельности;
• разработка плана и структуры исследования;
• изучение источников и литературы по теме.
На организационно-исследовательском этапе:
• расписывается последовательность выполнения проектной работы;
• распределяются конкретные задания;
• собирается и обрабатывается информация; работа с архивными источниками, а также книги и периодические издания, Интернет;
• готовятся выводы и сопоставляются с поставленными задачами и положениями гипотезы;
• оформляются результаты исследования в виде доклада.
Доклад о выполнении исследовательской работы должен состоять из введения, основной части, заключения и списка источников информации.
Во введении:
• обосновывается выбор темы работы, описывается актуальность и суть изучаемой проблемы;
• определяются цель и задачи исследования;
• формулируются положения гипотезы, цель и задачи проектной работы;
• характеризуются историография по изучаемому вопросу;
В основной части:
• описываются основные этапы и последовательность выполнения исследовательской работы;
• описывается существо проблемы, а также последовательность проведённых исследований;
• обосновываются результаты исследования и сопоставляются с первоначальной гипотезой.
В заключении:
• формулируются основные выводы в соответствии с задачами исследовательской работы;
Копии документов, рисунки и проч. могут быть оформлены как в виде приложений, так и входить в текст основной части отчёта.
Этап представления результатов (заключительный этап) включает в себя следующие элементы:
• подготовка презентации результатов;
• публичная презентация проектной работы на НПК «Шаг в будущее»;
• анализ работы, проделанной в течение проектного периода;
Оценка работы:
НПК «Шаг в будущее» имеет несколько уровней (школьный, муниципальный, региональный), на которых и возможно провести комплексную оценку знаний и умений каждого учащегося. Оценка должна опираться на основные элементы проектной работы и учитывать актуальность выбранной темы, качество, как самой проектной работы, так и деятельности учащегося. 
В качестве критериев оценки могут быть использованы:
1) уровень знаний;
2) степень ответственности за выполнение работы;
3) самостоятельность, активность и способность углубить тему изучения;
4) способность выработать новую идею и найти новые оригинальные подходы в изучении темы;
5) инициативность и заинтересованность;
6) способность работать в коллективе, отношения с другими членами группы;
7) своевременность выполнения работы;
8) чёткость и аккуратность подготовки отчёта.
При представлении работы на конкурсе обычно требуется краткая аннотация, которая содержит краткую характеристику работы, раскрывающую её содержание, идейную направленность, назначение и др. особенности.)
Аннотация обычно сдаётся в оргкомитет на этапе подачи заявки, может использоваться в качестве раздаточного материала для членов жюри.

В качестве примера приводится опыт исследовательской работы, признанной победителем на всех этапах НПК «Шаг в будущее»: презентация, тезис, доклад.