Памятка по работе с архивными документами в НА РС(Я)

Учителя истории в городе Якутск имеют прекрасную возможность в своей работе использовать архивные документы, в качестве: 1) дополнительных источников  для использования на уроке; 2) для исследовательской работы обучающихся на различных конференциях. В Национальном архиве Республики Саха (Якутия) хранятся более миллиона дел по истории региона. Однако, поиск и использование архивных документов будет результативным, только в том случае, если исследователь сможет грамотно разобраться: как можно получить материал из конкретного архивного источника. Для этого предлагаю ознакомиться с определенным алгоритмом работы:

  1. Все начинается с изучения исторической литературы по теме исследования;
    2. Именно в научной литературе можно обнаружить список использованных фондов архивов;
    3. Определить: а) по путеводителю (http://archivesakha.ru/?page_id=180 и http://archivesakha.ru/?page_id=3606) номера фондов по теме исследования;
  2. Выписать названия и номера фондов путеводителя, номера описи, соответствующей хронологическому периоду; заведующая читальным залом заказывает эти описи в архивохранилище;
    5. В процессе работы с описями и справочными пособиями архивов необходимо выписывать поисковые данные (шифры) и заголовки единиц хранения. В читальном зале НА РС(Я) имеется электронный каталог, который значительно облегчает и ускоряет процесс поисков. Более того, подготовленный исследователь может просматривать дела даже из дома через систему «АИС ЭЛАР — Архив«
  3. После завершения работы с описями и составления карточек по интересующим делам (документам) оформляется заказ у заведующего читальным залом архива на специальном бланке. На этом бланке указываются все исходные данные, начало названия дела, количество страниц, хронологический период дела. Дела выдаются примерно через день-два;
  4. После выполнения читальным залом заказа исследователя, начинается непосредственная работа по поиску необходимой для написания работы информации. Информацию можно заносить в тетрадь. Данные в тетрадях обязательно заносятся с выходными данными: фонд, опись, дело, лист, подлинник или копия, имеющиеся пометы. Только в этом случае документ приобретает силу реального источника. Кроме того, с согласия работника архива и при заполнении специальной формы можно сфотографировать определенный документ. Однако, на настоящий момент это услуга платная и строго контролируется работниками архива.
  5. В каждом деле имеется учетный листок. После работы с документом вы обязательно должны заполнить информацию о характере использования: если выписали сведения, то необходимо указать дату и номера листов, которыми пользовались. По учетному листку можно определить — сколько раз с документом работали исследователи. Если она пустая, то вас можно поздравить — вы первым после архивного работника открыли это дело. В таком случае информация может быть действительно уникальной!
  6. Порядок ссылок на архивные документы. Ссылки на источники сведений, приводимых в исследовательских работах, делают возможной проверку этих сведений, позволяют судить об их достоверности, облегчают продолжение исследования. Без оформления ссылки ставится под сомнение сам факт, сообщаемый в исследовании, и научная ценность проведенной работы.

            ВАЖНО! При первом посещении архива вам подробно разъяснят правила поведения в архиве. В архиве следует неукоснительно придерживаться этих правил и рекомендаций.